Срочно нужна помощь! Тема

ИзображениеУважаемые владельцы домашних животных! Изображение

Кировские кинологические Клубы «КИНОС» и «АЛЬЯНС»
приглашают вас в С/К "Родина" на
выставки собак всех пород и блок монопородных выставок,
которые состоятся 20 и 21 июня 2015 года.
Ведётся регистрация участников!
Темы выставок: Всероссийская и Региональная

Изображение Кировский Клуб любителей кошек "Магия кошек"
приглашает 11-12 июля принять участие
в Международной выставке кошек по системе WCF
"Однажды в сказке"
Тема

:look: :walk: Кировский областной Клуб служебного собаководства ДОСААФ приглашает
26 июля на Региональную выставку собак всех пород.
Ведётся регистрация участников!
Тема

Святые покровители животных

Статьи и книги о собаках.
ИРВИК1
класс щенков
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Вс май 15, 2011 04:22

Святые покровители животных

Сообщение ИРВИК1 » Сб ноя 26, 2011 18:13

Девочки !Сегодня спрашивали о покровителях животных - вот что нашлось:
Святые Покровители животных

На самом деле Церковь, не запрещает держать собаку в доме, где есть иконы. У собаки просто должно быть свое место в доме, отличное от положения человека. Православные священники такие же люди, как и все мы. Поэтому, когда говорят, что священник запрещает держать собаку в доме, это его личное мнение, а не церковный канон.
Среди православных святых есть немало молитвенников о животных – спутниках и помощниках человека - молитва на благословление пчельника, молитва об умножении пчелиного роя, о покровительстве стадам и пастухам, молитва от падежа скота, о покровительстве рогатому скоту, о покровительстве овцам, лошадям, свиньям, гусям и другой водоплавающей птице. У каждого вида сельскохозяйственных животных есть свой небесный покровитель.

Праздник также связан с именем Святого Франциска – покровителя священных животных, родившегося 4 октября более 800 лет назад, и почитаемого преимущественно в католических странах.
В 2004г. священник одного из храмов немецкого города Кёльн Вольфганг Кестерманн решил не только благословлять животных, но и совершать для них мессу. На первой службе присутствовало 150 человек со своими домашними питомцами: собаками, кошками, кроликами и ящерицами.
Представить подобное сейчас в православном храме просто немыслимо, хотя и в православии существует немало святых, считающихся покровителями животных. Хотя на Руси, вплоть до 20-века, в день священномученика Афиногена (29 июля по нов. ст) крестьяне приводили к церкви животных (домашний скот), где над ними читалось особое последование для их умножения и здравия. Поэтому сщмч. Афиноген считался покровителем скота.

В России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных. таким образом активисты Фонда пытаются привлечь внимание общественности в проблемам животных, которые нуждаются в защите своего «большего брата». Россия прочно удерживает второе после США место в мире по численности домашних животных. Они живут в каждой третьей российской семье.

В течение столетий в православии постепенно складывалась традиция обращаться за помощью к определённому святому, когда возникают проблемы в тех или иных отраслях животноводства. Так считается, что святой Власий помогает скотоводам, святые Флор и Лавр — коневодам, святой Василий - свиноводам, святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу и т. д.

Даже к Георгию Победоносцу обращаются сельчане для защиты своего скота от кражи и диких зверей. Практически всем животным, которые прижились рядом с человеком (за исключением кошек и собак), выбраны небесные покровители. Мало того, существует специальный «чин молитвенный во время губительного мора скотов». Испокон века при такой беде крестьяне приглашали батюшку «идеже скоты недужные суть», и священник, надев епитрахиль, совершал над болящей скотиной молебен, по окончании которого кропил святой водой самих животных и сено, используемое в качестве пищи скота.
По поверью, святая Агафья - мученица (покровительница домашнего скота), способствовала благополучному отелу коров, а Онисим-овчарник (15 февраля по старому стилю) охранял от волков овец в овчарнях.
Святому Модесту Иерусалимскому(31 декабря), покровителю домашних животных, молятся о его благополучии и здравии.
Преподобомученица Анастасия Рымлянина - помощница в сохранении, благосостоянии и врачевании скота.

Из жития христианских святых известно, что многие из них с большой любовью относились к «братьям нашим меньшим». На иконах с житийными картинками преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского часто помещают диких зверей, которых святые кормили из своих рук, а на иконе святого Герасима Иорданского всегда изображают льва, сидящего у его ног. Предание гласит, что этот лев прислуживал преподобному как домашнее животное в знак благодарности за излечение от болезненного нарыва.
Также необходимо вспомнить святого Максима Исповедника, святого Антония Иорданского, святого Маманта, преподобного Иоанна Рыльского помогавших зверюшкам...
В народном сознании прочно закрепилось — тот, кто не любит животных, вряд ли может искренне любить людей, а в православной печати, посвящённой взаимоотношениям с животным миром, часто употребляют выражение «Блажен, иже скоты милует», которое является вольным переложением библейского церковнославянского текста: «Праведник милует души скотов своих« (Притчи, глава 12, стих 10). Смысл этого выражения некоторыми богословами трактуется так: на Страшном суде Бог спросит человека и за его отношение к животным.

--------------------------------------------------------------------------------

СВ. ФЛОР и СВ. ЛАВР, СВ. ВЛАСИЙ


В России существовал замечательный обычай – «лошадиный праздник», который отмечали в день памяти святых великомучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей. Лошадей со всей округи приводили к храмам, совершали торжественные молебны и кропили животных святой водой. Это исцеляло лошадей от болезней и делало их сильными и выносливыми.
Молитв посвященных собакам в православном христианстве нет, однако не стоит забывать, что раньше лошадь была для человека, крестьянина, тем, чем сейчас является собака – близким другом и помощником. Поэтому в наше время святым Флору и Лавру и священномученику Власию молятся и о здоровье собаки. Нет греха в том, чтобы молиться о выздоровлении своей собаки этим святым. И были случаи, когда тяжело больные собаки выздоравливали по слезным молитвам своих хозяев.
В России покровителем животных считают Святого Власия (11 февраля).
/для увеличения нажмите на фото/
† Молитвы св.Власию можно взять здесь

† Молитва свв.Флору и Лавру

Мученики достохвальные, всечестные братья Флор и Лавр, услышьте всех притекающих к вашему заступлению, и как при жизни вашей вы исцеляли коней, так и теперь избавляйте их от всяких недугов.
Вонмите мольбе прибегающих к вам, да от всех будет прославляемо Пресвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Аминь.
† Тропарь

Преудобренную и Богомудрую двоицу пресветлую восхвалим, вернии, по достоянию, Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго, иже усердно Трицу Несозданную ясно проповедасте всем, темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостейся, молитеся Христу Богу, да спасет души наша.
† Кондак

Яко благочестиия мученики и страдальцы Христовы Богомудрены, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь, яко да улучим благодать и милость молитвами их и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.
СВ. МУЧЕНИК ТРИФОН

Святой мученик Трифон (день памяти 01 февраля) родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада.
С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю — мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, держащего царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона Через неко-торое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

† Молитва (Заклинание святого мученика Трифона):
Заклинаю вас, многовидные звери, червии, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критницы, и различные роды мух и мушниц, и молей, и мравей, и оводов же, и ос, и многоножец и многобразные роды ползующих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам насосящих, Богом-Отцом изначальным, Сыном его собезначальным и единосущным и Духом его пресвятым. Отцу и Сыну Единосущным и Животворящим. Заклинаю вас в очеловечение Едино-родного Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа, и по житиям Его на земли с человеки, страстью же Его спасительною, животворящею Его смертию, и тридневным Его воскресением, и в небеса вознесением, всем Его божественным спасительным смотрением. Заклинаю вас и святыми многочинными, херувимами, крылатыми серафимами, витающими окрест престола и зовущими - свят, свят, свят!!!
Святой мучениче Трифоне, моли бога о нас.
СВ. ГЕОРГИЙ


ПРИ ПЕРВОМ ВЫГОНЕ СКОТА ПАСТУХ ДОЛЖЕН ОБОЙТИ СТАДО С ИКОНОЙ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ. Святой Георгий (Егорий Храбрый) у русских - один из самых почитаемых святых. По преданию, святой Георгий происходил из знатного каппадокийского рода, был военачальником и приближенным императора Диоклетиана. Когда началось диоклетианово гонение на христиан, он отказался от должности в войске и явился исповедником христианства. За это Георгий был обезглавлен после восьмидневных тяжких мучений в Никомидии (около 303 года). До своей кончины святой совершил много чудес и добрых дел. Наиболее известной (благодаря апокрифической литературе) стала победа над чудовищем - "огненным змием". Это событие чаще всего изображалось на иконах.
06 мая на Руси справляют ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ - так называется праздник в честь великомученика Георгия, одного из наиболее популярных христианских святых, героя многочисленных сказаний и песен.
В народном сознании сосуществовали два образа святого Георгия: "змееборец - христолюбивый воин" и "хозяин земли и весенней влаги, покровитель скота, распорядитель диких зверей, открывающий весенние скотоводческие и земледельческие работы". Первый образ пришел из церковных источников, а второй сложился на основе языческих представлений о природе плодородия -от верховного бога и Велеса (бога скота). Правильно это или не правильно, судить не будем, важно лишь то, что Георгий для народа - зачинатель весны во всех ее проявлениях: будь то животные или растения.
6 мая (23 апреля по старому стилю) имело большое значение в народном календаре. Несмотря на то что во многих губерниях России весну начинали встречать с первых чисел марта (Масленица, Сороки), днем наступления настоящего весеннего тепла считали Егорьев день. Люди говорили: "Егорий Храбрый - зиме враг лютый", "Юрий на порог весну приволок", "Чего-чего боится зима, а теплого Егория больше всего".
По народным представлениям, Егорий начинал весну, отмыкая землю, выпуская на белый свет росу. Именно поэтому юрьевская роса и считалась целебной. Такой росой положено было умываться. Росу собирали полотенцем и затем утирались им. На утреннюю росу выгоняли животных, чтобы целебные силы полностью впитались в их организм. Говорили: "Юрьева роса выкормит скотину лучше овса!". Чтобы коровы лучше доились, вымя протирали полотенцем с юрьевской росой. А опытные знахарки эту же росу использовали как средство от сглаза.
С началом весны начинались и весенние работы: "Егорий начинает работу". В этот день первый раз выгоняли скот на пастбище, к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев, посадку некоторых огородных культур, найм работников и пастухов. Во многих местах была распространена поговорка: "На Егория Вешнего запахивает и ленивая соха", от нее в Нижегородской губернии и сам день получил название - "Егорий -ленива соха". Пограничный характер этой даты предопределил большое количество ритуальных действий, осуществляя которые, крестьяне старались заручиться поддержкой высших сил на весь хозяйственный сезон.

В среднерусской полосе, где к Егорьеву дню появлялись первые озимые всходы, к празднику были приурочены магические и ритуальные действия земледельческого характера. Чаще всего это были крестные ходы на засеянные поля, завершавшиеся молебном, обращенным к святому Георгию. В Смоленской губернии после молебна женщины оставались в поле, чтобы угоститься водкой. Иногда к водке приписывалась яичница, приготовленная совместно, - все это ритуально и обрядно. Существовал также обычай катания по земле. Считалось, что после этого земле передадутся силы человека и урожай будет хорошим. Кстати, летом, после завершения жнивных работ, женщины также катались по земле только с обратным результатом: земля отдавала им силы.
Повсеместно святой Георгий был известен как покровитель домашнего скота, при этом его иногда называли "загонщиком скота" или даже "скотным богом". Существовало много обрядов при первом выгоне скота. Так, пастух обязательно должен был обойти стадо с иконой святого Георгия, прочитать молитву, попросить помощи у святого и защиты для животных.
Покровительство Егория распространялось не только на домашних животных, но и на хищников. Говорили: "Что у волка в зубах, то Егорий дал". Крестьяне оправдывали святого, отдавшего на съедение их скотину, тем, что скотина эта вредна человеку.
С Егорьевым днем как с днем начала весенне-летних работ связывалось много примет, предвещающих урожай и степень благополучия хозяйства. Если на Егория шел дождь - скоту предстоял легкий голод, если снег -говорили, что уродится гречиха, если мороз - будет урожай на овес и просо. Если утро праздника выдавалось ясным, это предвещало ранние всходы. Если погода улучшалась к вечеру - поздние всходы должны были быть лучше ранних. Ранняя весна на Егория сулила богатый урожай и раннее окончание земледельческих работ. В народе говорили:"Коли на Юрия березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кормушку".
Источник: © "Крестьянская Россия" N 017 стр. 7 от 03.05.2004
СВ. АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, ПОКРОВИТЕЛЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ


Святой Антонио Абада жил в Египте в III-IV вв. и ухаживал за больными животными, даже хищниками.
Святой Антоний Великий, один из основателей монашества, родился в верхнем Египте в середине 3 века. В молодости раздал все свое имущество и ушел в пустыню. Там Антоний предался аскетическим подвигам и, по преданию, боролся с демонами, скусавшим его в образе диких животных. Из своих учеников Антоний создал первое братство христианских отшельников. Он считается покровителем домашних животных и целителем от гангрены. День святого в православии 17 января нового стиля.
По всей Испании проходят праздничные процессии, на которых хозяева в сопровождении своих собак, кошек, лошадей, ослов, красочно украшенных лентами и колокольчиками, идут вокруг храма, после чего священник с паперти благословляет их, окропив святой водой. Во главе таких процессий обычно шествует всадник со скульптурной фигурой святого Антония в руках. За ним следуют одетые в национальные костюмы музыканты и танцоры.
Праздничные мероприятия в честь святого Антония обычно сопровождаются "братскими пиршествами". По вечерам у костров и жаровней, устроенных прямо на улице, организаторы праздника раздают всем желающим жареное мясо и колбасу. На такие встречи часто съезжаются разъехавшиеся в разные концы страны местные жители, использующие праздник, чтобы навестить родные места и старых друзей.
Ранее такие праздники устраивались только в сам день святого - 17 января. Сейчас они растягиваются на месяц - с 10 января по 10 февраля, так как в Испании на все храмы не хватает священников, и они попеременно благословляют домашних животных в разных приходах. Праздники в честь святого, которые особенно радуют детей, завершатся грандиозными фейерверками.
В день св Антония покровителя животных испанцы балуют своих домашних питомцев.
СВ.ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ

В тринадцатом столетии жил католический святой Франциск Ассизский — учредитель нищенствующего монашеского ордена францисканцев. Святой Франциск вошёл в историю не только как заступник страждущих и гонимых, но и как защитник животных от человеческой жестокости. После канонизации Франциска в католическом мире его стали считать покровителем животных, поэтому участники вышеупомянутого конгресса при выборе Дня защиты животных единодушно назвали 4 октября — день памяти святого Франциска Ассизского. В этот день во всех католических храмах будут совершаться торжественные мессы, а в некоторых местах зарождается традиция приводить в костёлы для благословения своих домашних питомцев, в основном кошек и собак. И в настоящее время существует Орден францисканской церкви, основанный св. Франциском. Сердце Франциска было преисполнено любовью, и его любовь к человеку сопровождается и особенным образом освещается его любовью ко всякой твари. Нужно, впрочем, иметь в виду, что эта любовь к твари всегда имеет у него отношение к Творцу. Что Франциск любуется видом цветов, нас бы еще не удивило, - цветоводство вообще составляло обычное занятие и развлечение многих монахов.

Франциску цветы напоминают тот цветок, который вырос, по словам пророка, из корня Давида и благоухание которого тысячи пробудило от смерти. Пчел Франциск кормит зимою медом и вином, ибо их искусная работа славит Творца. Милосердие его к насекомым идет еще далее: он поднимает червяков, ползущих по дороге, и относит в сторону, и этот также естественный порыв сострадания он старается оправдать ссылкой на Писание. Понятно, что особенную нежность чувствует он к ягненку, благодаря его символическому значению. Чтобы выкупить ягненка, которого ведут на бойню, он отдает свою зимнюю одежду, в другой раз, когда у него самого ничего нет, он убеждает проезжего торговца выкупить для него ягненка, пасущегося одиноко без матери в неподходящем обществе среди коз и баранов, и отдает его на воспитание монахиням, которые потом присылают ему рясу, сделанную из шерсти этого ягненка. Вообще он жалостлив к молодым животным: зайчонка, пойманного в сети и ему доставленного, он нежно гладит, приговаривая: Ах, бедный зайчик, как это ты дал себя обмануть! и велит его далеко отнести в лес. Большую рыбу, ему принесенную, он тотчас пускает снова в воду.
Не одна только, впрочем, жалость к животным руководит им: братскою любовью, которую он вносит в отношения к человеку, он обнимает и весь низший мир творений.
Однажды Франциск, проходя по Сполетской долине, подошел к месту, на котором собралось множество разных птиц: голубей, ворон и воробьев. Франциск радостно подбежал к ним, оставив своих спутников, так как он был человек горячего сердца и питал сильное чувство сострадания и любви также к низшим и неразумным творениям. Когда он к ним уже довольно приблизился и увидел, что они его поджидают, то приветствовал их обычным способом. И немало изумившись, что птицы не поднялись, чтобы улететь, как обычно, он с великою радостью смиренно упрашивал их, чтобы они послушали слово Божье. Он говорил: Сестрицы мои птички, вам следует громко восхвалять Творца вашего и всегда любить Того, Кто одел вас перьями, дал крылья для полета и снабдил всем, что вам нужно. Он сделал вас благородными среди тварей своих и указал вам жилище в чистоте воздуха. И хотя вы не сеете и не жнете. Он при всей вашей беззаботности вас охраняет и о вас заботится.
Существуют рассказы, как птицы внимательно слушали проповедника, вытянув шею, распустив крылья и раскрыв клюв. Франциск же ходил среди них взад к вперед, прикасаясь полами одежды своей к их головам и телу. Он благословил их наконец и, осенив крестным знамением, дал разрешение улететь в другое место. С этого времени, Франциск, упрекая себя в небрежности за то, что раньше этого не делал, стал увещевать всякого рода творения славить и любить Творца.
Пришедши однажды в местечко Алвиано, в верховьях Тибра, для проповеди, Франциск стал на возвышении и попросил соблюдать тишину. Все затихли, и только ласточки своим тревожным писком мешали людям слушать Франциска. Тогда он обратился к птицам со словами: Сестрицы мои ласточки, пора теперь и мне говорить; вы уже довольно наговорились, так слушайте слово Божие и будьте тихи. и смирны, пока я не кончу . И ласточки, к изумлению всех, притихли и сидели смирно пока проповедовал Франциск.
Франциск был наделен даром впитывать окружающую красоту мира, но после отречения стал проникать в нее. Он стал познавать богатства, дарованные Всевышним. Он полагал, что разгневает Создателя, если не оценит по достоинству Его дары.
Пользоваться красивыми вещами - не новость и не достоинство; новым и достойным было то, как пользовался ими святой Франциск. И в самом деле, после обращения глаза его открывались, словно у неграмотного, научившегося читать, теперь на всем видел он печать Бога - Создателя и Спасителя: кусок дерева означал для него крест; камень - Иисуса Христа, названного в Писании краеугольным камнем; цветы - тоже Господа нашего, называемого лилией долины, вода всегда означала Господа, ибо исходила из источника жизни вечной, и еще - чистые, кающиеся души; солнце напоминало ему о Боге, оно было символом истины.
Символическое видение мира вовсе не вытесняло реального взгляда на вещи; напротив, оно совершенствовало его, делало более чувствительным и глубоким, ибо взгляд уже не останавливался на внешней видимости, но углублялся в истоки. Это имело важные следствия.
Прежде всего, Франциск понимал, что материальный мир не источник соблазна (как считали до него многие аскеты), а творение Божие, непрестанно обращающее нас к Создателю - так произведение напоминает о мастере и заставляет еще больше любить его.
Во-вторых, святой Франциск, наделенный способностью во всем, даже в зверушках, растениях и камнях видеть творения Отца всего сущего, никогда не думал о них как о низших, но считал их братьями и относился к ним с такой любовью, такой почтительностью, которой не был, наверное, наделен ни один человек на свете.
Пожалуй, так чувствуют лишь добрые дети, умеющие беседовать с животными и растениями. Поэтому со святым Франциском произошло то, чего не было ни с кем, - все, кто почувствовал его любовь, сами полюбили его. Неизвестно, Франциск ли постиг мудрость зверей или звери поняли Франциска, почуяв его любовь и расположение к ним. Они любили его, доверялись ему, как тот зайчонок, фазан, волк, сокол, птички, мало того, как цветы и травы, вода и солнце. Они во имя Божье беседовали с ним и отвечали на его песни своими, ибо тому, кто говорит: "Возлюби Господа", отвечает вся Вселенная. Франциск не желал никому зла, и все стремились не сделать зла и ему - душа его, очищенная покаянием и возвышенная любовью, приобрела право царствовать над природой, которым пользовался Адам в земном раю и утратил, согрешив. Человеку, вновь ставшему безгрешным, вторит все сущее в своей невинности.
Интересна легенда об обращении святым Франциском лютого волка в Агуббио . В окрестностях этого города появился такой громадный, страшный и свирепый волк, что он пожирал не только животных, но и людей, так что граждане боялись его и выходили из города только вооруженные как на войну. Но несмотря на это, те, которые встречались с волком, не были в состоянии защититься. Кончилось тем, что из страха перед волком никто не решался выходить в окрестности. Жалея жителей, Франциск отправился отыскивать волка, хотя граждане его очень уговаривали не делать этого. Сопровождавшие его вначале спутники из страха скоро остановились на дороге, но Франциск продолжал свой путь и увидел волка, который бросился на него с открытой пастью. Сделав знамение креста, Франциск подозвал к себе волка и сказал ему: Брат ты мой волк, ты делаешь много зла в этой стране и совершил много великих злодейств, уничтожая и губя творения Божьи без всякого права, и ты не только умерщвлял и пожирал животных, но имел дерзость убивать людей, созданных п о подобию Божьему, за это ты достоин виселицы, как разбойник и злейший душегубец, и весь народ кричит и ропщет против тебя, и вся страна тебе враждебна. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и ими, чтобы ты не обижал их больше, а они простили бы тебе всякую прежнюю обиду, и чтобы ни люди, ни собаки не преследовали тебя . И так как волк, склонив голову, движениями хвоста и глазами выражал свое согласие, то Франциск продолжал: Так как ты согласен, брат волк, заключить и соблюдать этот мир, то я тебе обещаю, что люди этой страны будут удовлетворять все твои нужды, пока ты будешь жив, так что ты никогда не будешь страдать от голода, ибо я знаю, что ты с голода делал все это зло.
Так Франциск установил мир между волком и людьми, потребовав ручательства от волка, который вложил в его руку свою лапу. Этот волк прожил в Агуббио два года и ходил по домам из двери в дверь, никогда никого не обижая и не терпя ни от кого обиды, и люди охотно давали ему пищу, а когда он прохаживался по улицам и домам, никогда ни одна собака не лаяла на него. Наконец, после двух лет брат-волк умер от старости, о чем граждане много горевали, ибо, глядя на то, как кротко волк прохаживался по городу, они лучше вспоминали о добродетелях и святости св. Франциска.
СВ.МАРТИН ДЕ ПОРРЕС

Одни из самых трогательных чудес брата Мартина (03 ноября) связаны с животными, которых он очень любил и лечил, даже вопреки протестам настоятеля, уставшего от такого количества живности в своем монастыре.
Наверное, самое знаменитое чудо Мартина о животных - чудо о крысах. А дело было в том, что монастырь одолели крысы. Даже настоятелю не давали покоя в собственной келье, и настоятель велел брату Мартину их потравить и выдал ему яду для этой благой цели.
Брат же Мартин собрал крыс на проповедь и объяснил им, что они ведут себя скверно, отцу приору мешают, и если они не прекратят такое свое поведение - придется ему, Мартину, их отравить, хотя ему и очень будет жаль. А если они перестанут безобразничать и уйдут из монастыря, он в свою очередь будет их защищать и кормить в саду всяческими отбросами.
Нужно ли говорить, что крысы вняли. С тех пор крыска, сидящая на плече или смиренно внимающая проповеди наравне с другими зверьками - собаками, котами, ослами - один из иконографических атрибутов св. Мартина.
СВ.РОХУС

Святой Рохус (1295—1327) в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом. То ли пребывание больного у пчелиного улья, то ли медовая терапия, а скорее всего, совместное воздействие этих факторов приводили к исцелению. Святой Рохус также изображается с пчелиным ульем. Знатный француз Рохус (Рош) всегда сочувствовал беднякам. Однажды во время своих странствий он забрел в местность, где свирепствовала чума. Чудесным образом излечив нескольких больных, Рохус заразился сам и отправился в лес умирать. Но собака, которая увязалась за ним, не дала чудотворцу погибнуть, таская ему еду со стола своего хозяина. Так и стал святой Рохус покровителем не только врачей, больных и холостяков, но и собак.

СВ. ГУБЕРТ (ХУБЕРТ)

Святой Хуберт (день его почитания - 3 ноября) считается покровителем всех животных и охотников (656 (?) - 727)
Старший сын герцога Бертрана Аквитанского. Согласно легенде, обратился в христианство, повстречав на охоте оленя с сияющим крестом на рогах.
Давным-давно между двумя феодалами земли франков, Пипином Херистальским и Теодором, зарождается война, итогом которой становится битва при местечке Тестри, которую выигрывает Пипин при содействии титулованного родственника Хуберта. Граф Хуберт получает высший чин при дворе Пипина Херистальского, и женится на его дочери - Флорибане фон Лоевен. Однако, счастье молодого графа недолговечно. При рождении первенца умирает его жена. Хуберт, ранее проводивший время за пирами и роскошными охотами, переезжает жить в отдаленные охотничьи угодья, где пытается обрести душевный покой.
В один из рождественских вечеров во время охоты Хуберт встречает в лесу оленя, в рогах которого сияет крест. Лук был заряжен, но Хуберт так и не смог поднять его на оленя, застыв в полном изумлении. Это странное видение он расценил как знак к переосмыслению своей жизни: жизни ради смерти других, ради праздных сиюминутных прихотей. Он отказался от всех своих титулов, свое состояние передал церкви, а сам стал богопослушником. Спустя годы Хуберт стал Епископом и открыл ряд монастырей в Ардене. Он скончался в преклонном возрасте, за богоугодные дела имя Хуберта увековечили, возвели в сан святых.
Был епископом Маастрихтским и Льежским. Канонизирован в 15-м в.
Святой Хуберт покровительствовал собакам, проживавшим в окрестностях Рима (породы Бладхаунд). А позднее сам св. Хуберт и служившие ему монахи приложили свою руку к распространению бладхаундов на территории Европы. До настоящего времени дошло второе название этой породы как "собака святого Губерта".
СВ. ГЕРТРУДА ИЗ НИВЕЛЯ


Св. Гертруда из Нивеля (626 - 659), родившаяся в Ландене, близ нынешнего Брюсселя, в 20 лет стала аббатисой большого монастыря. По крайней мере дважды в жизни ее окутывал таинственный свет. Она рассказала своему биографу, что во время молитвы на нее опустился светящийся шар, озаривший сиянием всю церковь. Примерно через полчаса он медленно угас. В другой раз "огненный шар" опустился на ее голову, когда коленопреклоненная Гертруда стояла перед алтарем св. Сикста. Свидетелями чуда стали все сестры, присутствовавшие в храме: они единодушно решили, что это Святой Дух наполнил душу Гертруды божественным светом.
Святая Гертруда из Нивелля (17 марта) прожила религиозную жизнь и всегда помогала странникам. Ее культ был распространен в Шотландии и Англии. К ее гробнице приносили золотых и серебряных мышей -- символы душ, попавших в Чистилище.
А покровительствует Гертруда кошкам! Кроме кошек -- путешественникам, в том числе и на тот свет (есть суеверие, что из тех трех дней, пока душа летит в мир иной, первую ночь она проводит под присмотром Гертруды). Помогает святая и от страха перед мышами и крысами.

Аватара пользователя
Каролина
мультичемпион
Сообщения: 1067
Зарегистрирован: Пт окт 03, 2008 18:22
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Святые покровители животных

Сообщение Каролина » Пн ноя 28, 2011 17:12

ИРВИК1, спасибо очень интересно.
Но я так понимаю, что это святые покровители католической церкви, а наши православные тоже должны быть. :thinking:
Изображение

Я всегда думала что я белая и пушистая, а оказалось что черная и гладкая.

Все женщины по сути своей ангелы, но когда им обламывают крылья, приходится летать на метле.

ИРВИК1
класс щенков
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Вс май 15, 2011 04:22

Re: Святые покровители животных

Сообщение ИРВИК1 » Вт ноя 29, 2011 20:01

Святой Трифон,Георгий Победоносец, это наши православные святые.В России покровителем животных считают Святого Власия

Isnac Rambedonn
открытый класс
Сообщения: 127
Зарегистрирован: Вс янв 16, 2011 22:11
Откуда: Киров

Re: Святые покровители животных

Сообщение Isnac Rambedonn » Вт ноя 29, 2011 22:53

Агафья-коровница, Модест, Василий-свинятник, Фрол и Лавр - лошадники, Сильвестр, Онисим-овчарник, Зосима и Савватий, Никола вешний, Мамант-овчарник, Савватий-пчельник, Анастасия-овчарница, Аврамий-овчар.
DHW

Аватара пользователя
Каролина
мультичемпион
Сообщения: 1067
Зарегистрирован: Пт окт 03, 2008 18:22
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Святые покровители животных

Сообщение Каролина » Вс окт 21, 2012 07:31

потырено с другого форума.

Есть ли душа у животных?Можно ли ставить свечку заболевшему животному?

Если святой покровительствует свиноводству, то это не означает, что он покровитель свиней
Люди, пришедшие в храм поставить свечу за здравие заболевшей кошки или собаки, не редкость.
Некоторые ставят и уходят, а тем, кто спрашивает, куда конкретно поставить свечу, зачастую приходится выслушивать нелестные высказывания от церковных работников: грех, мол, это. Но если в православной традиции принято считать тех или иных святых покровителями животных, то почему нельзя за этих животных молиться? Или все-таки можно?
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. «Библейская Валаамова ослица» В Священном Писании животные упоминаются довольно часто. Самый, пожалуй, известный персонаж — это ослица прорицателя Валаама, которая заговорила человеческим языком, протестуя против побоев. С тех пор в обиход вошло крылатое выражение «Валаамова ослица», которое применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому, человеку. Не менее известны и гадаринские свиньи, в которых вошли бесы, изгнанные Христом из бесноватого. После того, как в стадо вошел легион бесов, обезумевшие свиньи бросились с обрыва в море. Есть в Библии и упоминание о других домашних животных. Но эти факты известны далеко не всем. Так, однажды участникам телевизионной «Своей игры» был задан вопрос: «Какое из домашних животных не упоминается в Библии?» Ответ, что не упоминаются кошки, был признан ведущим правильным, и напрасно. Кошки в Библии упоминаются. Может, поэтому в Церкви кошка считается чистым животным, которое, в отличие от собаки, имеет полное право жить в квартире?

Но, оказывается, собака в Библии также упоминается, и в весьма положительном контексте. Оно и понятно: испокон века собака жила рядом с человеком и была верным ему помощником. В Библии (Книга Товит, главы 5 и 11) в рассказе о юношах, отправившихся в путешествие (один из которых был ангелом Рафаилом), дважды подчеркивается, что с ними была собака. Но почему же некоторые священники отказываются освящать квартиры, если в них живут собаки, а если пес ненароком забежит в церковь, то все места, где он побывал, тут же окропляются святой водой с чтением молитвы от осквернения? А вот кошки во многих храмах живут себе припеваючи, даже если в них нет мышей.Собака — друг человека, но не болееСобака всегда жила рядом с человеком, именно рядом, а не вместе с ним. Пожалуй, эта традиция и является основной причиной столь негативного отношения к собаке в помещении, и поэтому некоторые священники действительно отказываются освящать квартиры, в которых есть собаки. Но это вряд ли обоснованно. Не стоит сбрасывать со счетов, что часто животные помогают человеку не впасть в уныние от одиночества, от неустроенности и прочих неприятностей современной жизни, являются защитой от стрессов, воспитывают в детях чувство сострадания и ответственности. Поэтому в современной священнической практике укоренился обычай: квартиры, где проживают собаки, освящать, но на время чина освящения животное из квартиры уводить.

Есть еще одна причина, по которой некоторые священники негативно относятся к животным в доме: зачастую хозяева их «очеловечивают». Слышать, что собака — «член нашей семьи» приходится очень часто, но поднимать бессловесную тварь до уровня человека, сотворенного по образу и подобию Божиему, на самом деле грешно, как грешно и самому опускаться до уровня животных. Но вот называть их домочадцами (то есть проживающими в доме) многие считают вполне допустимым.как относиться к бессловесным домочадцам, которые также являются творением Божиим, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия»Но тогда возникает естественный вопрос: если животные созданы для радости бытия, то почему нельзя ставить свечу, когда эта радость омрачена болезнью?Дух, душа и тело.Согласно православному вероучению, у человека три составляющие: дух, душа и тело. Что такое тело — ясно всем, а вот в чем различие духа и души, известно далеко не каждому. Если кратко, то душа — это совокупность наших чувств, а дух — та составляющая, посредством которой человек общается с Богом. Именно человека, так как у животных этой третьей составляющей не существует. Животное может испытывать чувство голода и жажды, переживать радость, тоску и даже ревность, то есть практически все чувства присущие человеку, но одного оно не может — молиться. Нет у животного такого механизма, и в этом, пожалуй, главное его отличие от человека. Поэтому и со свечой за здравие животного возникают проблемы.Свеча — молитва к БогуСвеча несет в себе несколько символических значений, одно из которых — молитва. Оставляя свечу на подсвечнике, человек уходит, а пламя свечи продолжает тянуться вверх, символизируя этим молитву человека к Богу. Человек, поставивший свечу за здравие или упокой другого человека, обращается к Богу с молитвенной просьбой о его душе, причем в данном контексте под душой понимается совокупность собственно души и духа. А поскольку у животных нет такого понятия, как дух, то и ставить свечу за здравие или упокой животных нельзя — это и бесполезно и оскорбительно для Бога. как же тогда быть, если любимый домочадец, кот или пес, занемог? Неужели нельзя попросить помощи Бога о Его творении? Конечно же, можно, но просить нужно не о здравии души, а именно о помощи в сложившейся ситуации. Заболела у вас, к примеру, кошечка, чем доставила вам массу переживаний — можете сходить в церковь, поставить свечу и попросить Бога ситуацию разрешить: помочь вам в излечении этой самой кошки.Хотя внешне процесс приобретения и возжигания свечи вроде бы и схож, но разница в просьбе о здравии души животного или о помощи человеку в излечении этого животного все-таки существенная. И ставить свечу в таком контексте вполне допустимо. Тем более, что в православии действительно существуют святые, которым по сложившейся традиции молятся за тех или иных животных. Но, к сожалению, есть здесь и перекосы. Открывая православные молитвословы «На всякую потребу» можно увидеть, к примеру, такие заголовки «Василий Великий — покровитель свиней». Что-то более кощунственное трудно придумать. Действительно, в народе сложилась такое предание, что святой Василий помогает в такой отрасли крестьянского хозяйства, как свиноводство, тот есть покровительствует тем людям, которые разводят свиней. Но вот чтобы самим свиньям — это уж слишком. Но, к сожалению, таких книг издается немало, и пользуются они огромным спросом. В последние годы издательский отдел Московской патриархии прилагает немало усилий по предотвращению выхода в свет подобных изданий, но, к сожалению, на прилавках их еще немало. Вот когда они исчезнут вовсе, то, думается, и количество людей, приходящих в храм ставить свечу за здравие заболевшего пса, уменьшится.
Изображение

Я всегда думала что я белая и пушистая, а оказалось что черная и гладкая.

Все женщины по сути своей ангелы, но когда им обламывают крылья, приходится летать на метле.

Аватара пользователя
Каролина
мультичемпион
Сообщения: 1067
Зарегистрирован: Пт окт 03, 2008 18:22
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Святые покровители животных

Сообщение Каролина » Вс окт 21, 2012 07:36

Среди православных святых есть немало молитвенников о животных – спутниках и помощниках человека - молитва на благословление пчельника, молитва об умножении пчелиного роя, о покровительстве стадам и пастухам, молитва от падежа скота, о покровительстве рогатому скоту, о покровительстве овцам, лошадям, свиньям, гусям и другой водоплавающей птице. У каждого вида сельскохозяйственных животных есть свой небесный покровитель.

В России существовал замечательный обычай – «лошадиный праздник», который отмечали в день памяти святых великомучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей. Лошадей со всей округи приводили к храмам, совершали торжественные молебны и кропили животных святой водой. Это исцеляло лошадей от болезней и делало их сильными и выносливыми. Молитв посвященных собакам в православном христианстве нет, однако не стоит забывать, что раньше лошадь была для человека, крестьянина, тем, чем сейчас является собака – близким другом и помощником. Поэтому в наше время святым Флору и Лавру и священномученику Власию молятся и о здоровье собаки. Нет греха в том, чтобы молиться о выздоровлении своей собаки этим святым. И были случаи, когда тяжело больные собаки выздоравливали по слезным молитвам своих хозяев.

Молитва
Мученики достохвальные, всечестные братья Флор и Лавр, услышьте всех притекающих к вашему заступлению, и как при жизни вашей вы исцеляли коней, так и теперь избавляйте их от всяких недугов.

Вонмите мольбе прибегающих к вам, да от всех будет прославляемо Пресвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Аминь.

Тропарь
Преудобренную и Богомудрую двоицу пресветлую восхвалим, вернии, по достоянию, Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго, иже усердно Трицу Несозданную ясно проповедасте всем, темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостейся, молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак
Яко благочестиия мученики и страдальцы Христовы Богомудрены, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь, яко да улучим благодать и милость молитвами их и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.

Многих владельцев собак волнует вопрос: есть ли у собак душа?

Душа есть у каждого живого существа, но душа собаки отличается от человеческой души. Душа человека бессмертна, а собачьи души, к сожалению, умирают.
Изображение

Я всегда думала что я белая и пушистая, а оказалось что черная и гладкая.

Все женщины по сути своей ангелы, но когда им обламывают крылья, приходится летать на метле.

Аватара пользователя
Каролина
мультичемпион
Сообщения: 1067
Зарегистрирован: Пт окт 03, 2008 18:22
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Святые покровители животных

Сообщение Каролина » Вс окт 21, 2012 07:36

Как относится Православная Церковь к содержанию животных дома (кошек, хомячков и т.п.)?

И что делать, если ребенок принес домой бездомную собачку, выбросить и подать пример ребенку жестокого обращения с животными я не могу, отдать некому, а Церковь не разрешает держать собаку в квартире?
Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Подавать ребенку пример жестокости даже в обращении с животными ни в коем случае нельзя. Напротив, следует приветствовать всякое проявление милосердия, хотя это может быть сопряжено с различными неудобствами. Абсолютного запрета на пребывание животных, в том числе и собак, в жилище человека нет, хотя превращать квартиру в филиал зоопарка не целесообразно ни с гигиенической, ни с духовной точки зрения. Ребенку, который приносит с улицы не первого уже бездомного котенка, следует объяснить, что кошка - животное независимое, не любящее тесноты, и в небольшой квартире, где уже живут какие-то другие питомцы, она будет чувствовать себя не в своей тарелке.

Если животное в семье все-таки появилось, напоминайте ребенку, что ответственность за его уходом и воспитанием лежит прежде всего на том, кто привел его в дом. Кроме того, христианская педагогика не приемлет духа сентиментальности, когда, например, умиляясь от заботы о четвероногом друге, ребенок забывает о недугах, немощах, заботах людей, живущих рядом с ним. Приучайте ребенка замечать, что рядом с ним всегда находятся люди, которые нуждаются в его помощи и которым он может помочь.
Изображение

Я всегда думала что я белая и пушистая, а оказалось что черная и гладкая.

Все женщины по сути своей ангелы, но когда им обламывают крылья, приходится летать на метле.

Аватара пользователя
Каролина
мультичемпион
Сообщения: 1067
Зарегистрирован: Пт окт 03, 2008 18:22
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Святые покровители животных

Сообщение Каролина » Вс окт 21, 2012 07:38

Диакон Андрей Кураев о мире животных и мире людей

Сегодня человек, как никогда, старается понять животных. Увлечение популярными книжками по зоологии давно уже стало обычным состоянием многих отроков, а безопасное наблюдение за акулой или коброй, под завораживающий голос Дроздова — не самое худшее времяпрепровождение вообще всех возрастов. Мы ищем общие с нами качества у обезьян и дельфинов, а взаимоотношения наших близких кажутся нам похожими на жизнь богомолов. Охота и коррида вызывают презрение всего передового человечества, именование нехорошего человека „собакой" или „свиньей", особенно чутким сердцам представляется оскорблением невинного животного. Наверное, это плохо, когда перестают ценить человека. Наверное, если бы наших овец расхищала живущая в соседнем лесу волчья стая, а разъяренная слониха затоптала загулявшего соседа, наше отношение к меньшим братьям было несколько иным. Однако есть в популярной зоологии нечто, что не причастно городской изнеженности и модному комплексу вины перед теми, кого „безжалостно" уничтожали наши предки-варвары.

Тысячи видов и миллиарды особей виденных и никогда не виденных нами, живут жизнью, которая кажется нам вечной и неизменной, вызывает восторг и страх. Перелетные птицы отсчитывают наши года, а чириканье воробьев возвещает о новом утре. В нашей жизни есть удачные решения и беспроцентные скидки, но рядом с этим, всегда возрождающимся торжеством, мы, как несчастный князь Мышкин, чувствуем себя чужаками. В эти минуты мы — не „цари природы" и не ее „часть", а несчастные создания — одни во всем свете сбившиеся со своего пути. Созерцание природы, где „все добро зело" приобщает нас к Создавшему ее. Вид страдающей бессловесной твари заставляет задуматься о разрушительной силе человеческой злобы и жить по-другому.

Во всем мире нет ничего случайного. Предлагаем читателям «Собрания» вместе с известным православным апологетом диаконом Андреем Кураевым подумать о том, кем приходятся нам „наши меньшие братья" и верно ли, с христианской точки зрения, мы относимся к ним.


— Отец Андрей, есть ли в церковном учении ответы на вопросы: для чего Господь создал животных, какое место занимают они в Его Промысле?

— Конечно же, специального учения Церкви о животных нет, но Господь делает все для пользы человека, для радости человека, для его нужд. Согласно Шестодневу животные созданы, чтобы служить людям. Первые главы книги Бытия основаны на радикально антропоцентрической позиции: человеку дается Божие повеление наполнять землю и владеть ею. В то же время в Псалмах (Псалтирь 103:26) или в Книге Иова (Иов 40:10-27; 41) появляется другая нотка. Там мы видим Бегемота, который оказывается совершенно не антропоцентрическим существом, а напротив несет угрозу для человека, но Господь ему тоже радуется. Здесь оказывается, что, по слову Книги Иова, „длиннее земли мера Его" (Иов 11:9). Оказывается, что у Господа есть свое эстетическое чувство, свои масштабы, а Его мысли уже не мысли человека. Так что, я думаю, по окончании мировой истории, если мы сможем стяжать ум Христов, мы узнаем нечто новое о животном мире, чем то, что мы о нем думаем сейчас.

— А что становится с душами животных после смерти? Есть ли у них перспектива в Вечности


— Дело в том, что Церковь вполне унаследовала учение Аристотеля о разных типах душ. Есть души растительные, у животных — животная душа, у человека есть и растительная и животная душа, и, кроме того, есть душа человеческая и Дух Божий. Поскольку Господь не предназначал животных для бессмертия, душа животного, то есть, тот принцип, который оживотворяет его тело, исчезает вместе с телом. В нашей реальной жизни животные нужны нам как помощники, но если в Царстве Божием наш Помощник — Господь, то там будут не нужны ни лошади не мерседесы; животные нужны нам как школа любви и заботы, но если ты попал в Царство Божие, там уже не нужно возвращаться на эти первые ступеньки.
Изображение

Я всегда думала что я белая и пушистая, а оказалось что черная и гладкая.

Все женщины по сути своей ангелы, но когда им обламывают крылья, приходится летать на метле.

Аватара пользователя
Каролина
мультичемпион
Сообщения: 1067
Зарегистрирован: Пт окт 03, 2008 18:22
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Святые покровители животных

Сообщение Каролина » Вс окт 21, 2012 07:39

— Кроме того, что животные помогают людям, они же служат нам пищей. Каково отношение Церкви к употреблению мяса? Можно ли сравнивать благочестивое воздержание от мяса с вегетарианством?

— Что касается отношения Церкви к мясу, то оно вполне христианское. Христос вкушал мясо, хотя бы потому, что Он соблюдал иудейские установления, а по иудейским установлениям, во дни пасхальных трапез обязательно нужно было жертвенного агнца снедать, причем целиком. Мы видим, что Христос и апостолы ловят рыбу и вкушают ее. После потопа Господь говорит Ною и его сыновьям, что теперь всякая плоть на земле вам в пищу, вкушайте ее. Так что у Церкви никогда не было проблем в отношении к мясу. Православные посты и монашеские уставы, которые призывают воздерживаться от мясной пищи, не имеют ни малейшего отношения ни к какой философии. Здесь чисто физиологическое обоснование. Просто плотная энергетически насыщенная белковая пища создает определенные затруднения в борьбе с движениями своей собственной плоти.

— Широко известно ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых. Чем оно мотивировано и сохраняется ли оно доныне?

— Если бы такой вопрос мне задал семинарист, то я сразу поставил бы ему два балла. Во-первых, дело в том, что само деление на чистых и нечистых, совершенно четко снимается в Деяниях Апостольских, в видении сотнику Корнилию и апостолу Петру, во-вторых, деление животных на чистых и нечистых в Ветхом Завете имело исключительно кулинарный характер. Когда я сегодня слышу от некоторых прихожан, что собака — нечистое животное, а кошка — чистое, я хочу спросить: „А как вы кошек готовите?". Вопрос о том, к кому из животных можно прикасаться, а к кому нельзя, в Ветхом Завете нигде не ставится.

— Действительно, „особым вниманием" многих прихожан пользуются собаки и именно с собаками связаны представления о „нечистом животном". Говорят, что их грех держать в квартире, что от них чинится осквернение святыням. Насколько такое мнение оправдано?

— Это языческий предрассудок, очевидно североевропейский, и достаточно устойчивый. В свое время Церковь просто не стала с ним полемизировать и не проповедовала ни за, ни против него, но получилось так, что, хотя сегодня этот предрассудок в народе фактически исчез, усилия церковных людей поддерживают его. В Библии же об отношении святыни и собаки сказано совершенно ясно, в книге Товит в Ветхом Завете. Сюжет этой книги состоит в том, что Господь посылает юношу Товию в путь, и отец дает мальчику в сопровождение пса (Товит 5:17), а Господь дает ему для охраны ангела Рафаила. Надо заметить, что ангел собаки не боится. Так втроем они и путешествовали.

Из позднейшей церковной истории я могу вспомнить замечательную историю о том, как в 1439 году завершал свою работу Ферраро-Флорентийский Собор, где провозглашалась уния православных с католиками. Был последний день работы Собора, сторонники Православия были уже придавлены, подкуплены или возвратились в Византию, и вот настал момент торжественного провозглашения унии. Половину зала занимала католическая делегация, половину греческая. Главой византийской стороны был сам император. Поскольку он был императором Восточной Римской Империи, то на Соборе он находился как бы у себя дома и поэтому сидел на троне. Как императору, ему были позволены некоторые вольности, и рядом с ним сидел его любимый пес из Константинополя. Когда вышел архидиакон и начал читать текст унии, текст предательский по отношению к Православию, то пес в эту минуту залаял, и его не могли остановить ни побои, ни ласки, ни угрозы. Так он лаял, пока читался текст унии. Это был единственный голос, поданный в тот день в защиту Православия.

— Нынешний городской человек не нуждается в услугах лошади и не может содержать во дворе теленка. Обыкновенно в городских квартирах живут кошки, собаки, волнистые попугайчики да черепахи. Что полезного, на Ваш взгляд, может извлечь христианин из общения с этими „меньшими братьями"?

— Для современного горожанина общение с животным — это, прежде всего, школа любви и заботы. Естественно, что если в доме детей „куча мала", то они сами проходят опыт сосуществования и заботы друг о друге, хотя временами и колотят друг друга. К сожалению, в современных семьях детей очень мало, и очень часто животные выступают как суррогаты детей. Наверное, это плохо. Плохо, когда взрослые заводят животное вместо ребенка, но если сам ребенок просит: „мама, роди мне братика или щеночка", и мама дарит ему щеночка, то для него это хорошо. В таком случае надо ему объяснить: „Смотри, рядом с тобой есть живое существо, за которое ты отвечаешь. Нравится тебе или не нравится, ты идешь с ним гулять, ухаживаешь за ним, думаешь о нем, болеешь вместе с ним". Тогда это будет первая школа привязанности и первая школа любящей заботы. Сначала это животное, потом это будут друзья, потихонечку человек пройдет такую школу любви и, может быть, научится любить Бога.Беседовал Марк Шишкин
Изображение

Я всегда думала что я белая и пушистая, а оказалось что черная и гладкая.

Все женщины по сути своей ангелы, но когда им обламывают крылья, приходится летать на метле.

Аватара пользователя
Каролина
мультичемпион
Сообщения: 1067
Зарегистрирован: Пт окт 03, 2008 18:22
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Святые покровители животных

Сообщение Каролина » Вс окт 21, 2012 07:40

Беседа корреспондента журнала "Друг" (№ 2/95) со священником Храма Святых Бессеребренников Космы и Дамиана в Шубине, отцом Владимиром Лапшиным.

- Отец Владимир, что говорит Священное Писание об отношении человека к собаке?

- Вопрос, наверное, можно рассматривать с двух сторон. Ведь собака-это часть природы. Об отношении человека к живому миру можно прочитать в первой главе Библии. С одной стороны, Бог дал власть человеку над всеми животными. С другой - власть эта предполагает и ответственность человека перед Богом за все живое на Земле. Человек должен заботиться о всем мире, приумножать его богатства, чтобы все живое на Земле сохранялось и приумножалось. Одним словом, человек должен очень трепетно и заботливо относиться ко всему тварному миру. В послании Апостола Павла сказано: "Тварь (т.е. все, что сотворено - корр.) с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". (Рим 8,19,22). Человек - дитя Божие, но нужно не только именоваться, но и быть им во всем, в том числе и по отношению к окружающему нас миру. Поэтому человек в ответе за всё, что происходит на Земле с природой. Лозунг Мичурина, призывающий не ждать милостей от природы, а взять их у нее, совершенно неэтичен. Наша цивилизация идет по неверному пути: "Это нам не надо, давайте это уничтожим, а это - надо, будем беречь". Есть масса примеров такого прагматичного подхода: неограниченный отстрел волков и, как следствие, вред для леса; уничтожение комаров при постройке Академгородка в Сибири и, как следствие, "болезнь" тайги. То, что творит человек с этим миром, просто ужасно.

- Выделяет ли Священное Писание собаку среди других животных?

- Нет. Библия не отделяет ее от других животных. В Библии не говорится о какой-либо дискриминации собаки, не содержится какой-либо запрет на нее. Правда, в Библии есть места (например, в послании Апостола Петра), где содержатся, казалось бы, нелестные слова о собаке: "многие грешники, обратившись в Христианство, вновь возвращаются к своим грехам, как пес возвращается на свою блевотину". (2 Петр. 2,22). Но это же не есть хула на животное. Да, это библейское выражение, вошедшее даже в поговорку, но, повторю, это не отрицательное отношение к собаке, ибо там же сказано, что "вымытая свинья идет валяться в грязи". Или вот в Евангелии говорится: "Не давайте святыни псам". Тут опять же нет отрицательного отношения к собакам! Просто все должно быть соразмерно. Нет, собака - это удивительное животное. Отец Александр Мень как-то сказал: "Собака - это вообще почти как человек". Кто еще из животных может так любить человека, быть таким верным другом? Я не могу вспомнить библейских, евангельских выражений, плохо говорящих о собаке или содержащих запрет на содержание ее в доме. Другое дело, что в прежние времена, когда уклад жизни людей был другим, собака, выполнявшая роль сторожа и пастуха, естественно жила во дворе, а не в доме. Сегодня же образ жизни человека изменился, но собака по-прежнему нам нужна во всех ее ипостасях, и мы, живя в городе, не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это. Я слышал, что некоторые священники отказываются освящать квартиру, где есть собака!

- Вы с этим не согласны? Вы считаете, что они не правы?

- Я не хочу и не могу их осуждать. Господь сказал: "Не судите, да не судимы будете!" Эти священнослужители, может быть, и руководствуются какими-то древними правилами, но религия -это не есть нечто застывшее. Церковь -это живой организм, и она постоянно обновляется, развивается, и многие правила сейчас практически устарели.

- Церковные Соборы не рассматривают вопросы изменения канонов?

- У нас какой-то суеверный страх перед правилами. Вот, например, протопоп Аввакум, глава русского церковного раскола, с одной стороны, был человек глубокой веры, а с другой - крайне консервативный, даже косный: "Не нами положено, пусть так и лежит во веки веков. За одну букву мы готовы идти на огонь". Мне кажется, что стремление ничего не менять, превратить Церковь в заповедник, в музей - неправильно. Все живое обновляется. Если нет обновления, нет и жизни, а Церковь и Вера наша - это жизнь. Поэтому я считаю, что собака вполне может быть в доме - часто она там просто необходима. Если же кого-то из ваших знакомых присутствие этого животного в комнате может смутить, то на время их визита можно вывести ее в коридор. Свою собаку я держу в комнате, так как живу в коммунальной квартире.

- Почему собаке нельзя входить в храм, а кошке можно?

- Потому что в принципе она - дворовое животное. Ведь ни лошадь, ни свинью вы в храм не поведете, а кошка - не дворовое, а домашнее животное, к тому же ее присутствие в храме носит функциональный характер: она ловит мышей. Кроме того, по поводу нахождения животных в храме есть свои каноны. И объясняются они не тем, что животные - чистые или не чистые, а сложившимися традициями. В храм по древним канонам не должен входить человек во грехе (он может находиться только в притворе), женщина в определенные дни. Храм - особое место, а дом - это дом. Напрасно некоторые пытаются разделить все на чистое и нечистое, Божье и не Божье. Это неверно. Главное - понять, весь мир - Божий, и разделить его нельзя. Только зло - не от Бога. Но кто может сказать, что собака - зло? Грех - не от Бога, опять же, кто может сказать, что собака - грех? Человек порой в своей жизни творит такое, что ни одному животному в голову не придет.

- Отец Владимир, как Вы считаете: есть ли у собаки душа?

- Ответ на этот вопрос может быть двояким: все зависит от того, что мы понимаем под "душой". Некоторые богословы считают, что человек состоит из трех частей: дух (то, что соединяет человека с Богом), душа (душевно-психическая жизнь, эмоции) и тело (плоть). В таком варианте можно сказать, что у животных, в частности у собак, душа есть (духа - нет, а душа - есть): они чувствуют отношение к себе, могут радоваться, тревожиться и т.д. Если же считать человека состоящим только из души и плоти и при этом под душой понимать дух, а под телом и плоть, и всю психическую жизнь, то можно сказать, что у животных души нет.

- Значит классических определений по этому поводу не существует? Попадут ли животные в Рай?
- Один великий человек, верующий и мыслящий, как-то выразился примерно так: "Зачем мне Рай, если там не будет моего кота!" Такое утверждение может показаться кощунственным. Можно по-разному относиться к этому. Ведь Господь говорит: "Кто любит отца своего или мать свою больше Меня, тот не достоин Меня". Мы не можем осуждать этого философа. Он имел в виду совсем не то, что, ему не нужен Рай, а то, что Рай - это нечто, где человек реализуется во всей своей полноте, некое состояние человеческой души. Вот и любовь к животным - тоже часть человеческой души. Если Рай - этo что-то, где нет любви к животным, это не Рай. В церковной жизни всегда трудно к чему-то относиться однозначно, так как существуют разные мнения, традиции. Вот говорят, что нельзя собаку держать в доме, где иконы, входить с ней в храм. А с другой стороны, есть молитвы об исцелении домашних животных, скота.

- Это не грех, если пойти помолиться за больное животное?

- В древних церковных книгах мы найдем такие молитвы: есть и о пчелах, и об ульях. Вся жизнь, во всех ее проявлениях, освящена Богом, все благословляется Церковью, но жизнь сложнее правил и законов, в том числе и в отношениях к животным. Надо понять, что наши отношения с ними и друг с другом гораздо важнее этих правил. Как же можно жить без животных, особенно без собаки? Ведь какое положительное влияние они оказывают на воспитание детей! Прекрасно, когда есть живое существо, о котором ребенок будет заботиться, и таким существом может быть собака, так как она ближе к человеку. Кошки - те больше сами по себе.

- Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, о ваших домашних животных.

- Сейчас у нас трехлетняя немецкая овчарка по кличке Грета, взяли ее щенком. Умна, общительна, всеобщая любимица, и ее главная обязанность - быть членом семьи, другом; других -нет. Правда, когда вечером ходим встречать дочерей или гулять, берем ее с собой как охранника. Есть у нас и кот, и рыбки, и крыса. До Греты жила беспородная собака, хотя покупали ее как ризеншнауцера. Когда она умерла, все плакали. Были и птички, да кот очень возражал. Он уже старый, чувствует себя ветераном и нехотя отмахивается от Греты, когда она выражает желание с ним поиграть. Мы никогда не жили без животных!
Изображение

Я всегда думала что я белая и пушистая, а оказалось что черная и гладкая.

Все женщины по сути своей ангелы, но когда им обламывают крылья, приходится летать на метле.

Elena Fedorova
промежуточный класс
Сообщения: 70
Зарегистрирован: Вт май 17, 2011 19:40

Re: Святые покровители животных

Сообщение Elena Fedorova » Пн ноя 05, 2012 08:15

Икона Святого Трифона (бисер)
Изображение


Вернуться в «Библиотека»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость